Предварительный рисунок

Сегодня мы расскажем вам про наброски и предварительный рисунок.

Есть несколько способов сделать предварительный рисунок для вашей работы. То, какой из них вы выберете часто определяет стиль вашего рисования.

Способ первый: без наброска

Конечно это может показаться издевательством — но лучше всего обходиться без предварительного рисунка :) Работа без него выглядит свежо и цельно. Как-то давно я прочитала интервью с известным иллюстратором Яной Клинк. Яна работает в основном с черно-белой графикой.

CHPH_5_obl_YK
Яна Клинк, обложка для книги.

Ее спросили делает ли она предварительный рисунок карандашом под тушь. Яна ответила, что карандашом пользуется только если очень сильно волнуется или отчего-то себе не доверяет; если наносить предварительный рисунок под тушь, то возникает абсолютно другой эффект: полное несовпадение средства и цели.

Или вот еще отрывок из того же интервью:
«Много ли набросков нужно Вам, чтобы получилась такая красота? Или прямо так начисто линии ложатся?

Яна Клинк: 
Да, сразу. Собирается рисунок. Есть два ощущения при рисунке: рука сама ведет, туда, как ей кажется, должна идти линия.

И второе: линии „уже есть“ и их можно обрисовывать. Главное было при этом нарисовать сразу удачно ту деталь, которая начнет весь рисунок. У меня есть много рисунков, где я точно знаю, что в анатомии так быть не может, но этого не видно. Это парадокс. А еще, в детстве я рисовала профиль, и мне казалось, что человек на рисунке получится некрасивым, потому что нестандартные черты, неудачное их сочетание.

Ради эксперимента я все же доводила дальше линии, не стирая, подбирая то строение формы черепа, всего тела, которое подходило бы лично этому человеку, с этими чертами, при условии, что он все-таки красив. Все получалось. И эти нестандартные черты становились его достоинством. Все, как в жизни».

Интересные мысли, правда?

Иногда мне кажется, что мои акварели без предварительных линий имеют больше преимуществ: я не загоняю себя в рамки и следую только своим ощущениям. Лист — как чистое поле для композиции, оно в процессе постоянно видоизменяется и остается только подстраиваться.

Способ второй: классика жанра

Само собой, речь о простом черно-графитном карандаше.

Есть несколько нюансов для новичков:

  • не используйте слишком мягкие или слишком твердые карандаши (в первом случае рискуете получить размазанные пятна, во втором — деформированную бумагу)
  • лучше что-то среднее (HB или F) F- это между H (твердым) и HB (твердо-мягким)
  • не держите карандаш как ручку: возьмитесь за его удаленную часть, будто вы держите ложку и наносите легкие шероховатые линии: так они легче стираются с листа
  • после нанесения рисунка можно ослабить его тон с помощью клячки. С ее помощью рисунок не размазывается и не стирается бумага, как от ластика. Клячка деликатно снимает верхний слой графитного следа. В советские времена для этой цели пользовались хлебным мякишем:)
  • и конечно не забудьте проверить: хорошо ли ложится ваш материал на простой карандаш. Например, если вы задумали картину углем или пастелью — то эти материалы плохо контактируют с черно-графитным карандашом.

74df73bcc8fb11e2a50222000a1fb870_7


С другой стороны, можно ничего не стирать, а напротив, сделать рисунок неотъемлемой частью всей работы:

5732627140_04398ac334_z
Fabrice Moireau, Paris sketchbook.

Способ третий: смелый

Этот способ подходит для акварели или любой другой краски. Особенно я его люблю, когда рисую людей.

Я развожу бледно сиену натуральную или охру и наношу рисунок сразу кистью. Не просто делаю рисунок линиями, а сразу даю кистью весь объем.

Вот начало и конец работы:

DSC_0004

Это только выглядит страшно, а на самом деле очень помогает определиться с правильными пропорциями. Гораздо легче ошибиться в анатомии, рисуя карандашом, ведь есть соблазн прорисовывать нюансы на ранней стадии. Средней беличьей кистью я задаю объем, а потом туда же добавляю тень и потихоньку прорабатываю детали.

Иногда я пользуюсь еще одним способом:

Я наношу предварительный рисунок под акварель цветными акварельными карандашами. Если они потом будут просвечивать в итоговой работе — они воспринимаются вполне гармонично. А вот черно-графитный карандаш все время хочется убрать с глаз долой:)



Для предварительного рисунка под масло классически пользуются углем.Рисуйте и экспериментируйте.